Односолодовый виски довольно старый продукт. В 1995 году ему исполнилось 500 лет. До этого времени лишь несколько монастырей знали секрет производства солодового виски.
Пиво варили из ячменя, но как сделать виски из пива оставалось загадкой.
Сто лет спустя тайны больше не стало. Начали появляться первые винокурни за пределами монастырей. По состоянию на 1700 год почти каждая ферма в Шотландии, Ирландии и на восточном побережье США дистиллировала виски полулегальным способом. Не было никаких налогов на алкоголь, и каждый фермер пытался превратить хотя бы часть своего ячменя в наличные деньги.
Виски выдерживался недолго. Сразу после производства его выпивали жаждущие посетители паба прямо из бочки. Каждый бочонок имел свой вкус, что заставляло людей обращать внимание на то, кто его произвел.
Вскоре в США был принят закон, согласно которому каждая бочка с виски должна была быть маркирована местом ее происхождения. Так появилось название "бурбон" (от округа Бурбон).
На протяжении веков бурбон и скотч закрепили свое место в истории.
В конце 19-го начале 20-го века дешевые и мягкие купажи в стеклянных бутылках заменили бочки солодового виски из пабов. Правительства нуждались в деньгах, и ввели лицензии на перегонку спирта, которые стали недоступны для большинства фермеров. Рынок виски был кардинально изменен, и из тысяч шотландских ферм появилось только несколько сотен заводов по производству солодового виски. Они в основном работали на купажированную промышленность. Время любимого солодового виски из маленьких бочонков заканчивалось.
Однако, часть сообщества по-прежнему требовало солодовый виски, который теперь также стал доступен в бутылках. Около 1900 года оформилась рыночная ниша виски. Например, Glenmorangie экспортировала солодовый виски в Сан-Франциско.
Но боттлеров солодового виски было мало; управление брендом и его дистрибуция обходились слишком дорого.
В 1825 году Gordon & MacPhail, известная продовольственная компания из Элгина (Шотландия) решила покупать бочки солодового виски у винокурен, разливать и продавать его самостоятельно.
Многие винокуренные заводы по производству солодового виски из региона Спейсайд, в числе которых были Macallan и Mortlach, увидели положительный эффект от этой идеи и стали продавать свои бочки в Элгин.
Не только Gordon & McPhail оценили эту рыночную нишу, и многие другие розничные торговцы в последующие годы последовали его примеру.
Однако за последующее столетие с двумя войнами и многими потрясениями большинство из них закрылось. Ни один другой важный независимый боттлер, кроме Gordon & MacPhail, не пережил время двух мировых войн.
Тогда винокурни, прежде всего Macallan, Bowmore, Glenlivet и Glenmorangie, начали продавать свой солодовый виски самостоятельно.
Gordon & MacPhail все еще были в основном бакалейщиками, но они собрали большой запас бочек солодового виски, которые сегодня стоят целое состояние. Ни одна другая винокурня или независимый разливочный завод не имеет такого большого запаса старого солода.
В 1980-х годах появился новый, важный независимый боттлер, Signatory Vintage Ltd. В отличие от известных Gordon & MacPhail, молодой владелец сосредоточился только на шотландских односолодовых виски. Ни бакалеи, ни купажей - только односолодовый виски.
В течение 20 лет двум братьям Симингтон удалось перестроить весь рынок с устойчивой работой. Они не были "белыми воротничками", боящимися испачкать руки. Они действительно много работали и за несколько лет достигли того, чего другие семьи не смогли бы достичь за сто лет. Сегодня Signatory - это гибкий и инновационный независимый боттлер, который постоянно выпускает новые сорта солода. У них хорошие отношения с винокурнями. Например, только Signatory розливает односолодовый виски Ben Wyvis, который считался утерянным навсегда.
Но давайте оставаться реалистами. Gordon & MacPhail и Signatory -это небольшие семейные предприятия, которые разливают несколько сотен бочек в год под своим собственным брендом. По сравнению с крупными игроками, они капля в море – хотя и капля лучшего односолодового виски.
До сентября 2001 года новые молодые независимые боттлеры выходили на рынок почти ежемесячно. Большинство из них не суждено было оставить следа в истории. Их источники и качество виски были слишком сомнительны. Некоторые боттлеры никогда не видели бочек, которые они разливают. Их иногда называют "диванными боттлерами". Они не знают, каков их виски на вкус, и им все равно, потому что как они полагают, потребитель попадется на любую красивую историю и экзотическое гэльское название. Но потребители не настолько невежественны. Они замечают, когда их обманывают. Крупные корпорации также признали риск этих сомнительных бутылок, которые продаются под их именем. Они часто предпринимали юридические действия против этих боттлеров. Некоторые винокурни, среди которых такие важные, как Glenmorangie, Glenfiddich, Glenfarclas и Balvenie, строго запрещают использовать их имена.
С лета 2002 года крупная алкогольная компания Diageo решила больше не продавать бочки со своих важных заводов по производству солодового виски независимым боттлерам. Существующие контракты будут исполнены, но рынок в долгосрочной перспективе иссякнет. Вместо этого они решили сами заняться розливом.
Что ждет независимых боттлеров в будущем?
Независимые боттлеры понимают надвигающуюся опасность, и, например, Gordon & MacPhail купили винокурню Benromach. Йен Маклауд купил Glengoyne, а Мюррей Макдэвид, начинающий независимый боттлер, купил "Bruichladdich".
Другие же, основали новые винокурни, как это сделали Isle of Arran, Drumguish (Speyside) и Kilchoman.
Самый простой и наиболее широко используемый способ - выкупить законсервированный завод. Однако, дьявол кроется в деталях. Какая выдающаяся винокурня законсервирована и доступна для продажи? Менее известные винокурни являются более дешевым приобретением, но они также имеют наименьший потенциал.
Какая же винокурня будет следующей? Крупные игроки делят рынок между собой, но только тот рынок, который для них привлекателен. Кто хочет попробовать независимый Tomintoul, Tamnavulin или Glencadam, кроме некоторых экспертов? Они все еще могут быть разлиты по бутылкам кем угодно. Знаток пьет односолодовый виски, который он любит, а не виски, который рекламируется с самыми дикими историями.